Loading color scheme

УЧА-УЧУСЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  • МУНИЦИПАЛЬНАЯ  ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА НА БАЗЕ МБДОУ ЦРР-д/с № 65 «УЛЫБКА» г.СТАВРОПОЛЯ НА  2019-2022 г.г. 

 

  •  
  • Тема: «Развитие творческой инициативы дошкольников в свете реализации ФГОС ДО»  

 

 

  • Краткое описание инновационного проекта 
  • Наименование инновационного проекта (программы)
  • «Технология развивающего обучения в дизайн-деятельности дошкольников»

Основная идея инновационного проекта (программы)

  • Одной из самых актуальных в современной педагогике была и остается проблема формирования у детей инициативности, которая понимается как почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Относительно дошкольного возраста отмечается, что инициативность «трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора». Дошкольник выступает при этом активным деятелем и демонстрирует стремление не только познавать, но и преобразовывать окружающий мир. Это стремление складывается под воздействием разнообразных инициатив, позволяющих решать доступные дошкольникам задачи жизнедеятельности.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования акцентирует важность мотивации дошкольника к познанию и творчеству, так как эти качества человека становятся наиболее востребованными в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Данная установка вносит принципиальные изменения в содержание и организацию образовательной работы с детьми в детском саду.
  • Следует отметить, что дошкольный возраст является важным и ответственным периодом, который предоставляет огромные возможности для поддержки и развития у детей познавательной инициативы, которая проявляется в стремлении узнавать новое. А уже на её основе развивается творческая инициатива детей.
  • Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту.
  • Инициативность как проявление общей активности личности рассматривается в работах А.Ф. Лазурского, А.И. Крупнова, И.А. Джидарьян, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Богоявленской, Е.А. Погониной и др.
  • М. И. Лисина рассматривают особенности формирования активности у дошкольников в общении. В качестве факторов, влияющих на формирование инициативности ребенка, выделяют общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова), потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович). В дошкольной педагогике (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.) подчеркивается, что особое место в старшем дошкольном возрасте занимает игровая активность. Н.А.Короткова и П.Г. Нежнов рассматривают становление инициативности как главную задачу дошкольного возраста и как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационнодинамических характеристик деятельности.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

  • Выявить психолого-педагогические условия развития творческой инициативы дошкольников и ее реализации в игровой и продуктивной видах деятельности.
  • Задачи исследования:
  • 1.      Проанализировать современное состояние проблемы развития творческой инициативы детей-дошкольников в дошкольном образовании.
  • 2.      Выявить специфику, способы, технологии развития творческой инициативы дошкольников.
  • 3.      Определить психолого-педагогические  условия развития творческой инициативы дошкольников и ее реализация.

Сроки реализации инновационного проекта

2019-2022гг.

Основные результаты реализации инновационного проекта (программы)

  • Разработка программ ОП и конспектов в соответствии с реализацией творческих детей.
  • Расширение образовательного пространства ДОУ за счет введения образовательных практик , как основы развития и реализации творческих инициатив.
  • Издание методического пособия по теме инновационной работы.
  • Эффективные формы и способы поддержки детской инициативы
  • -Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком. 
  • -Создание условий для самостоятельной деятельности детей. 
  • -Совместная  познавательно-исследовательская  деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование. 
  • -Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов и играх. 
  • -Публичная поддержка любых успехов ребенка. 
  • -Всемерное поощрение самостоятельности детей и расширение ее сферы. 
  • -Привлекать детей к планированию жизни семьи на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения. 
  • -Выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 
  • -Пособия, которые могут помочь развить детскую инициативу и познавательную активность ребенка: лэпбук, мобиль, адвент-календарь. Данные пособия имеют мультисенсорную основу, которая позволяет детям в процессе познания нового опираться не только на ведущий канал восприятия, но и активизировать все остальные каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса. При этом данные пособия родители и дети могут изготовить совместно.
  • Ожидаемые результаты развития детской инициативы посредством мультисенсорных пособий:
  • - Ребенок научится входить в игровые и познавательные ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, содержание самостоятельного занятия, применяя для этого знания, полученные из различных источников.
  • - Ребенок начнет принимать участие в поиске, анализе, сортировке и структурировании информации.
  • - Ребенок научится мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.
  • Развитие познавательной инициативы и активности детей на мультисенсорной основе: рекомендации родителям  (ссылка pdf)
  • Творческие подвижные игры как способ развития инициативы детей: рекомендации педагогам (ссылка pdf)
  • Мини-сборник спонтанных игр (ссылка pdf)