«Мультисенсорный подход в процессе познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»
Условие возникновения, становления опыта.
Если вы ясным весенним утром выйдете из дома и окажетесь на улице, что в первую очередь привлечет ваше внимание? Распустившиеся листочки на деревьях, улыбающиеся лица прохожих? Или, может, радостное чириканье воробьев и рев проезжающих машин? А, может, вы сразу почувствуете теплые лучи весеннего солнца и порыв ветра, взметнувший края вашей одежды? Не случайно объектом вашего внимания в первую очередь станут телесные ощущения, звуки или зрительные образы.
Так и дети познают окружающий мир при помощи разных органов чувств. Как известно, этих чувств у нас пять: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. У каждого имеется свой предпочитаемый канал.
Актуальность опыта.
Практически в любом коллективе есть дети с различными ведущими модальностями (предпочитаемый способ получения информации). Другими словами, для того чтобы процесс обучения и развития в таком полимодальном коллективе был успешным дети должны учебное содержание (познавательный материал) видеть, слышать, чувствовать.
В связи с этим в своей педагогической деятельности я использую мультисенсорный подход, предусматривающий целенаправленное воздействие на все каналы восприятия ребенка на занятии.
В основу мультисенсорного подхода положена «теория множественного интеллекта», разработанная Говардом Гарднером. Эта теория привлекательна для педагогов своим принципом «Если ребенок не учится тому, чему вы учите, смените метод и учите ребенка так, как он может выучить!»
В целом под мультисенсорным подходом (multi-sensory approach) предполагается развитие и обучение детей с опорой на каналы восприятия всех органов чувств: слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса, что способствует более легкому восприятию и запоминанию нового познавательного материала.
Мой выбор данного подхода обусловлен решением следующих задач:
-Повышение мотивации и интереса к изучаемому познавательному материалу.
-Возможность донести в нужной форме разную информацию для разной детской аудитории (визуалов, аудиалов, кинестетиков).
-Развитие второстепенных сенсорных каналов и способствование инклюзии детей с нарушениями здоровья.
-Решение этих задач позволит реализовать на практике личностно-ориентированный подход в работе с детьми и тем самым создать для них атмосферу успешности и эффективного развития.
Итак, именно мультисенсорный подход позволяет подключать все модальности в процесс обучения и развития детей, что и обуславливает актуальность опыта.
Теоретическое обоснование опыта
Говард Гарднер — американский психолог, автор ставшей классической теории множественного интеллекта, согласно которой человек обладает не единым интеллектом (т.н. «общий интеллект»), а рядом относительно независимых способностей. Среди последних, по мнению автора, критериям интеллекта отвечают лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно-кинестетический, внутриличностный и межличностный интеллекты. В книге «Структура Разума» Говард Гарднер рассказывает о своем подходе, который завоевывает все большую популярность среди профессиональных психологов и педагогов. Суть этого подхода заключается в том, что для успешного восприятия познавательного материала дошкольниками, обладающими разными видами памяти/интеллекта, необходимо использовать задания и упражнения, позволяющие активизировать не только ведущий, а все каналы восприятия.
Жан Пиаже указывал на то, что развитие когнитивных сил связано с взаимодействием организма со средой, что приводит к приспособлению. По мнению ученого первой и основной стадией когнитивного развития является сенсомоторная сфера, без прохождения которой невозможно достичь следующей стадии.
Также еще во второй половине 20 века, российский исследователь в области сенсорики и дизайна Виктор Папанек предложил ряд игрушек и оборудования, способствующих одновременному развитию тактильных ощущений, слухового и зрительного восприятия детей-дошкольников, что в конечном итоге способствует эффективному познавательному развитию детей.
Как стало очевидно из исследований российских и зарубежных педагогов и психологов (Хазери, Пакдамана Саваджи, Саидова К., В.В. Воронкова, С.В. Кудрина и др.) наиболее успешными являются те методы обучения и учебные материалы, которые не только учитывают имеющиеся у детей различия в восприятии и подаче материала, предлагаемых упражнениях и видах работы в группе и дома, но и используются в совокупности.
В работах Пассова Е.И., Кузовлева В.П., Биболетовой М.З. и Азаровой С.И. идея использования мультисенсорного метода широко представлена в сфере обучения детей английскому языку.
Эффективность мультисенсорного подхода подтверждается многолетней успешной практикой во многих странах мира, в том числе и в России.
Технология опыта
В рамках данного подхода используются задания, включающие музыку, звуки, песни, изображения, реальные объекты и конечно двигательная активность. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает зафиксировать внимание каждого ребенка на познаваемом материале. Активизируя сенсорику, мы развиваем способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять познавательный материал в долговременной памяти, детально изучать и воспринимать информацию.
Мультисенсорный подход позволяет каждому ребенку реализовать свои сильные стороны согласно ведущему типу восприятия, а также развить второстепенные сенсорные каналы.
Используется четыре направления в рамках мультисенсорного подхода.
Первое направление: мультисенсорный подход с использованием собственного тела (задействована мелкая и крупная моторика).
Этот подход включает все основные движения тела. Мимика и жесты помогают показать чувства: грустно, весело, больно, страшно и др. Используя тело, объединяясь в пары или группы дети могут показывать некоторые познаваемые ими предметы, процессы, явления. Используется интеграция видов деятельности, таких как танцевальные движения, музыкальное и двигательное сопровождение рифмовок, стихов. Применение логоритмики для развития речи детей.
Второе направление: мультисенсорный подход с использованием предметов.
Предметы используются с разной целью. Например, крышки от бутылок, камушки, веревочки различной длины могут быть использованы как основа для создания букв алфавита, числительных, человечков, объектов. Различные игрушки используются в играх, в том числе в игре «Угадай, кто (что) в мешочке».
Именно с тактильных ощущений начинается познание мира человеком с рождения.
Третье направление: мультисенсорный подход с использованием картинок, лепки, ручного труда.
Дошкольники с удовольствием занимаются этими видами деятельности. Так, например, у детей появится больший интерес к изучению лексики, если предложить им сделать наручные куклы из бумаги, нарисовать человечков, которых они будут ассоциировать с собой, сделать оригами животных. Их использование позволяет детям создать текст, упражняться в коммуникации, развить предметно-ассоциативный словарь. Кроме того, дети проявляют свое творчество.
При работе с картинками и фото физическое реагирование заключается в простом указывании на что-то, но возможность расширения словарного запаса так же велика, как и разнообразие самих картинок, которые могут быть использованы. Движение пальцем по соответствующим картинкам является дополнительным каналом восприятия и говорит об осознанном восприятии услышанного.
Четвертое: мультисенсорный подход с использованием историй.
В рамках этого подхода педагог разыгрывает простые истории, что помогает детям понять сюжет и усвоить новые слова.
В целом при мультисенсорном подходе для дошкольника всегда стоит надпредметная задача. Для него предлагается задание творческого характера, например, рассказать о поделке, показать движения, поиграть в игру с использованием предмета.
Результат применения опыта.
Практическое использование мультисенсорного подхода в обучении и развитии дошкольников предполагает появление нового вида познавательной активности детей, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности и их творческого потенциала, а также повышение мотивации к изучению нового материала и познанию окружающей действительности.